Личность и окружение,  Статьи

МОРАЛИЗАТОРСТВО

или как тесно в вашем лицемерии

Социальным феноменом изменяющегося современного общества можно считать усиливающуюся полярность в виде «МЫ» и «ОНИ». Довольно часто наблюдаемое явление, становящееся во главу угла формирующейся идеологии и, медленно проникающее на благодат -ную почву МЫ- хорошие, а ОНИ плохие. Под хорошим транслируют-    ся универсальные якобы истины, знания, единственно верные. Но, зачастую, это оценочные, а вернее- обесценивающие формы, с помо-щью которых необходимо дискредитировать другого, чтоб иметь ос-нования для ОНИ- ПЛОХИЕ. Обоснование строится на моральных выс-казывания или рассуждения, в которых оценка — осуждение, постро-ены по принципу памфлета и оказываются привязанными (по заблуж-дению или лицемерию) к абстрактным критериям и доминируют над пониманием реального положения дел.

 Как рассматривается морализаторство в психотерапевтической               работе?

             И с чем встречается терапевт в таких случаях.                                    

Морализаторство рассматривается как высокоразвитая версия рас-щепления. Мир либо хороший- «в костюме», либо плохой-«без трусов». Является близкой по форме к рационализации, но, сильно отличается по сути. Если рационализация перекладывает желания и потребности на язык логики, то морализация усиленно толкает эти желания в поле оправданий или моральных обязательств, чаще возлагаемых на друго-го. Причем, морализатор будет настаивать на принятии его точки зре-ния, как единственного условия в виде единственно возможной исти-ны.

 

мораль

Морализатор оправдывает свои садистические фантазии верой в то, что таким образом он несёт благо другому. Древние римляне истинно верили, что несут культуру и прогресс дикарям завоеванных террито-рий. Иногда свои убеждения морализатор трактует как единственно возможный путь и он необходим для духовного улучшения человечес-кой рассы — так мир в свое время пришел к феномену фашизма.

Морализаторство это более зрелая форма защиты и порой может быть непроницаема для терапевтического вмешательства. Такие клиенты могут считать своего терапевтра ущербным, т.к тот не понимает их проблем, и особенно поведенческих. Если у ребенка расщепление яв-ляется естественным этапом в развитии и возникает прежде способ-ности интегрировать собственного “Я”, то в случае со взрослым Я не было интегрировано и человек застревает на пограничного способа организации контакта. Ему не доступно понимание инаковости, выдер-живать разность оставаясь в контакте невозможно.

Супер Эго более ригидно и наказывающее, проявляется моральным мазохизмом. Предполагает необходимость субъективного личного контроля над любой ситуацией через произвольное истолкование событий. Характерна акцентуация -педантичный характер.

Работать с таким клиентом довольно сложно, терапевт может опи-раться на свою способность выдерживать ВОТ ТАКУЮ ВОТ разность, имея представление о своей вполне ясно сформированной идентич-ности. Как долго может такое выдерживать терапевт, это зависит от индивидуальных особенностей его личности, и во многом от опыта. С морализатором работать гораздо сложнее, чем с пограничником, пос-кольку в случае с морализаторством, в отличи от погранично органи-зованного клиента, часто предъявляющего терапевту себя как гениаль-ного и бездарного, грандиозного и ничтожного, морализатор будет де-монстрировать лишь один полюс себя- носителя и поборника великой морали, и предъявлять только ущербный полюс другого.

03IMG_6302

Если пограничному клиенту присуще чувство тоски – отчаяния, то мо-рализаторство в основном преподносит раздражение- ярость, т.к мир других примитивен и ущербен, полон аморальных желаний и потребно-стей, которые губят человечество. Право на ошибку не выдается, апри-ори, никогда, ошибка лишь еще сильнее подтверждает ущербность другого. Терапевту будет доставаться обесценивание, агрессия, попыт-ки соблазнить встать на свою сторону в идее создания идеального ми-ра. Может выдвигаться требование к цели работы терапевта- «ваша задача делать людей лучше, повышать моральные качества. Вы долж-ны думать о будущем поколении, иначе человечеству грозит вырожде-ние». Сильнейшие провокации, направленные на личность самого тера-певта, могут быть адресованы не только ему, но его образу жизни, се-

мье, детям, ибо граница другого низвергается под обличающими меча-ми морали. Такие клиенты могут отслеживать профиль терапевта в се-ти, искать то, что не соответсвует их представлениям облика терапев-та, а в последующем делать обличающие посты с пометками- может ли психолог: выставлять фото в купильнике, своих детей, свой отдых…

Тенденции к морализаторству возрастают в любом обществе, где вы-бирается конфронтирующая идеология между «мы» и «они» с доктри-ной мы -великие, с идеей величайшей миссии реально спасать мир на фоне остальных. демонстрируется такой своеобразный особый путь поборника правды. Погранично расщепляя мир морализаторство выно-сит вердикт, что один полюс должен быть низвергнут основательно. Лозунг морализаторства — мы восстанавливаем справедливость.

Добавить комментарий для Аноним Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *