«Мы не стоим перед фактом смены одних учений о душе другими (по содержанию и характеру), а перед фактом совершенного устранения науки о душе… Прекрасное обозначение «психология» — учение о душе — было просто незаконно похищено и использовано как титул для совсем иной научной области».

                                                                                                                                                                                                                                                                      С.Л.Франк 

Психология как область интереса людей к своей личности и поведению существует очень давно.                                                                                                       За последние 100 лет психология развилась в полноценную самостоятельную науку, получила широкое признание в массах и приобрела параллельное направление в виде популярной психологии, где многие явления и процессы обрели упрощенную форму и более простой язык изложения. Сегодня  наблюдается повальное явление редукционизма и упрощенчества во многих отраслях человеческой жизни, в том числе и в научной области. Популяризация научных знаний постепенно приводит к стиранию демаркационной линии, отделявшей научную литературу с ее сложной теоретичес-кой составляющей, создавая информационный пласт, постулирующий, что все можно объяснить простым повседневным языком, формируя своеоб-разный жанр словесности -«язык для чайников».

Это приводит к тому, что наука, теряя свой академический язык содержательно выхолащивается, под натиском такого явления, как интеллектуализация масс. Тем самым наука уже утрачивает свой первоначальный (научный) статус и переходит в другую сферу, околонаучную. Подобные явления распространились и на психологию, особенно в таком ее направлении, как практическая психология, разбив психологию практически на 2 лагеря – теоретиков и практиков, между которыми все меньше и меньшее возникает точек  соприкосновения, что приводит к изменению первоначально общего понятийного и категориального аппаратов на какой-то свой, отдельный язык, который по мнению последних должен быть доступен большинству масс.

Последние 50 лет можно смело назвать веком потребления, когда скорость поступления «нового продукта/идеи» доходит до конечного потребителя с прогрессирующей скоростью. Ресурс интернета сделал эту скорость молниеносной, любой текст через призму личного мнения автора превращается в продукт общественного пользования и по модной тенденции приобретает название «СТАТЬЯ», хотя  к статье, в отличии от простой публикации есть определённые требования.

В арсенале каждого интернет-пользователя, сейчас огромное количество текстов, не считая бумажных версий, среди которых лидируют:

«Как управлять людьми» , «как манипулировать мужчинами», «как стать успешным», «как выйти замуж», «токсические родители», «как распознать психопата», «люди- нарциссы», «нарциссы -психопаты».

Общественность, читая все эти «откровения», начинает применять полученные знания непосредственно как к себе, так и к своему окружению, опираясь на умозаключения автора и достраивая свои.

Самым популярным и стойким убеждением о психологии у обычного потребителя стало  убеждение, что психология это «наука о душе» и требования к психологии в сознании масс возникают такие же.  Возражения на эту тему сводятся  к простому аргументу: — «посмотрите определение в «Википедии»».

Такое представление о психологии приводит к неверным трактовкам задач и функции психологии, а следовательно к надеждам и ожиданиям, которые вряд ли смогут быть реализованы профессиональным психологом, включая практических психологов. Возможно, подобная ситуация влияет на степень недоверия к психологии,  и формирует искаженное восприятие психологической работы в целом.

51571_900

Ожидания от контакта с практикующим психологом во многом формируются из т.н популистской психологии, полученные с помощью индивидуальных умозрительных рассуждений. Одним из краеугольных камней такого положения вещей может быть архаичное представление о понятии психологии, а следовательно, и неверном представлении о том, что является предметом и областью применения современной психологии, включая  ее практическую составляющую.

В данной публикации мы попробуем разобраться, где же происходит недопонимание, или как психология, как наука допустила (понятийную оплошность, сохранив в своем названии архаичный термин)

Или не было ни каких оплошностей и все имеет свое закономерное обоснование.

Ну а теперь, перенесемся в эпоху, когда  понятие науки содержало в себе совершенно иные представления.  А начиналось все там, где мифы были способом не только объяснить действительность, но и стали руководством к действию. Заметим, современный человек периодически тоже продолжает жить, руководствуясь мифами, но чаще, мифами более адаптированными к современным условиям.

Безымянный

Своим названием, как  явлением, психология обязана греческой мифологии.  В основу лег миф о любви простой девушки Психеи к сыну богини Афродиты Эроту, что для греков стало образцом истинной любви, как  высшей реализации человеческой души. Для древних греков тема любви была одной из центральных, в определении мотивов, движущих человеком.

213435356236

И тут будет уместна цитата князя Трубецкого С. Н. (1862 — 1905) Русский религиозный философ, публицист и общественный деятель профессор и ректор Императорского Московского университета.

«Первоначальная философия каждого народа – точнее, его первоначальное миросозерцание, тесно связано с его религиозными представлениями и верованиями. Понятия о происхождении вещей, о первых причинах, о конечной судьбе мира и человека, о духе и душе имеют религиозное происхождение и связываются с целой мифологией.»

«История древней философии». Издательство: Типолитография Товарищества И.Н. Кушнерев и Ко. Это последняя работа С. Н. Трубецкого, подготовленная им самим к печати. Первоначально представляла собой курс лекций, прочитанный в 1894 – 1895 гг. на историко-филологическом факультете Московского университета.

sergey-trubetskoy 22

 

С чего, например, начинает греческая философия? Анаксимандр, Анаксимен представляли себе мир и богов произошедшими из первоначальной стихии путем механического процесса. На первый взгляд может показаться странным, что греки начинают с натуралистического миропонимания, и  почему натурализм древнейших греческих философов не стоит в противоречии с основой греческой религии. Чтобы объяснить учение Фалеса о происхождении всех вещей из воды, Аристотель прямо ссылается на «богословов» (орфиков) и на Гомера (Met. I, 3). Самый последовательный из всех материалистов, Демокрит, не отрицает существования богов и демонов, но и их он признает образовавшимися из атомов, подобно другим существам.

Но вернемся к нашим влюбленным!

Согласно мифу, Психея, рожденная смертной, пройдя все испытания, смогла обрести бессмертие, став богиней и символом души, которая готова на многие испытания в поисках своего идеала.  Этот миф и сейчас существует в современном обществе, трансформировавшись в идею существования идеального мужчины, или идеальной женщины.

Понятие  об идеале и идеальном в рамках психологии очень емко представлено в работах   Рубинштейна  С. Л. (1889—1960) — советский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР (1943, Отделение истории и философии)[3], действительный член АПН РСФСР

«Идеал представляет собой не то, чем человек на самом деле является, а то, чем он хотел бы быть, не то, каков он в действительности, а то, каким он желал бы быть. Но было бы неправильно чисто внешне противопоставлять должное и существующее, то, что человек есть, и то, чего он желает: то, чего человек желает, тоже показательно для того, что он есть, его идеал — для него самого. Идеал человека — это, таким образом, и то, и не то, что он есть. Это предвосхищенное воплощение того, чем он может стать. Это лучшие тенденции, которые, воплотившись в образе-образце, становятся стимулом и регулятором его развития».

Но вернемся к истокам зарождения понятия психология

В понимании греков душа представляла собой несколько иную субстанцию, нежели ту, которую использовали в понимании многие народы в дохристианскую эпоху, так и раннехристианский периода а, в последствии,  и  в современных религиозных трактовках.  Предпосылки научных воззрений на психику возникли еще в древнем мире, яркими представителями которых были Индия, Китай, Египет, Вавилон, Греция, Грузия. Они стали своеобразным противовесом  религиозно-мифологическому представлению о душе как особой сущности,  связанной с телом внешними обстоятельствами – под действием более высших, сил.

Древнегреческие врачи  Алкмеоном, Гиппократом, Эрасистратом пришли к заключению, что органом психики является мозг, после чего возникло и  развилось учение о темпераменте, согласно которому психическиме свойства человека зависят от различных форм смешения материальных процес-сов («соков») в организме. Сегодня под термином «соки» можно смело использовать полный спектр гормонов и нейромедиаторов, изучением строения, функции и влияния которых на организм современные естественные науки занимаются не одно десятилетние.   Это «естественнонаучное» направление у греков было связано с воззрением на душу человека как на вещественную (огненную, воздушную и т. П.) частицу космоса (Анаксимен, Гераклит, Демокрит и др.).

Далее уже греческие учены продолжили развивать свои научные мысли, опираясь на материальную природу души, как свойства организма проявлять себя тем или иным способом. Вершиной психологии в период античности явилось учение Аристотеля (трактаты «О душе», «Происхождение животных» и др.), в котором душа трактуется как форма организации способного к жизни тела. Аристотель дал первую, систему психологических понятий, выработанных на основе объективного метода.

Именно подобные взгляды и научные предпосылки позволили философам 18 века взять за основу своих учений слово “psyche” (душа) в понимании ее вещественной природы у древних греков. А если быть конкретными, то слово ПСИХОЛОГИЯ  “psyche” (душа) и “logos” (учение, наука), впервые появилось в XVIII веке в работах немецкого философа Христиана Вольфа (1679 – 1754) — учителя М.В. Ломоносова — «Рациональная психология» и «Эмпирическая психология», опубликованных в 1732-1734 годах.

slide-7

Дальнейшее развитие психологии, как наука стало осуществляться в соответствии со всеми требования и стандартами, присущими всем другим наукам, а именно с формирования своего определения, понятий, свойств и функций.

Современная психология, как наука включает в себя:

ПОНЯТИЕ

Психология—наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей. Объединяет в себе гуманитарный и естественнонаучный подходы. Включает в себя фундаментальную психологию, выявляющую факты, механизмы и законы психической деятельности, прикладную психологию, изучающую, с опорой на данные фундаментальной психологии, психические явления в естественных условиях, и практическую психологию, занимающуюся применением психологических знаний на практике.

Другими словами, “психология” — это наука обо всей совокупности психических явлений и о каждом из этих явлений в отдельности

ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ  (с учетом исторического развития)

Предметом изучения психологии является психика человека,  пожалуй,  сложнейший феномен, самое сложное, что есть в мире. Поэтому дать исчерпывающее определение психики не представляется возможным. Изучение психологии  понимается различно в течение истории и с позиции различных направлений психологии, это можно разделить на 4 этапа

  • I этап -Душа (все исследователи до начала XVIII века)
  • II этап — Явления сознания (английская эмпирическая ассоцианистская психология —Д. Гартли,Герберт Спенсер)
  •                 Непосредственный опыт субъекта (структурализм—Вильгельм Вундт)
  • III этап -Поведение (бихевиоризм—Джон Уотсон)
  • IV этап -Бессознательное (психоанализ—Зигмунд Фрейд)
  •                 Процессы переработки образов и результаты этих процессов (гештальт-психология—Макс Вертгеймер)                                                                                  Личный опыт человека (гуманистическая психология—Маслоу, Франкл, Мэй)
  •                Процессы переработки информации информационной системой «мозг», познавательные способности человека (когнитивная психологи                 — Джордж Миллер, Герберт Саймон, Джон Свитс и другие)
  •                Психика (психически управляемая деятельность- теория деятельности Леонтьева)

К 1960-м годам психологи (как зарубежные, так и отечественные) пришли к компромиссу, который явно не формулировался (этому мешали идеологические разногласия), но по сути был достигнут: зарубежная психология изучала поведение, опосредованное психикой; отечественная — сосредоточила основное внимание на психике, проявляющейся и формирующейся в деятельности.

Психика это особое свойство высокоорганизованной материи, субъективно отражать объективную реальность, необходимое человеку (и животным) для ориентировки и активного взаимодействия с окружающей средой, а на уровне человека необходима для управления своим поведением.

ЗАДАЧИ   

Основной задачей психологии как науки является изучение объективных психологических закономерностей (психических процессов, психологических свойств личности и психологических особенностей деятельности человека). Включает в себя следующее:

  1. Изучение качественных (структурных) особенностей психических процессов, как отражений объективной действительности.
  2. Анализ становления и развития психических явлений в связи с обусловленностью психики объективными условиями жизни и деятельности человека.
  3. Изучение физиологических механизмов, лежащих в основе психических процессов, поскольку без знания механизмов высшей нервной деятельности нельзя ни правильно понять существо психических процессов, ни овладеть практическими средствами их формирования и развития.

Для практической психологии выделяют следующие основные направлений деятельности практического психолога:

психопрофилактика, подразумевающая работу по предупреждению дезадаптации персонала организации или детей в образовательном учреждении, просветительскую деятельность, создание благоприятного психологического климата в учреждении, осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки людей.

психодиагностика, важнейшей целью, которой является добывание психологической информации о человеке или группе, «конкретных знаний о конкретном человеке, полученных на основе обобщенной научной теории»

психологическая коррекция, понимаемая как целенаправленное воздействие на те или иные сферы психики клиента, ориентированное на приведение её показателей в соответствие с возрастной или иной формой;

психологическое консультирование, целью которого является обеспечение человека необходимой психологической информацией и создание условий – в результате общения с психологом – для преодоления жизненных трудностей и продуктивного существования в конкретных обстоятельствах;

психотерапия в рамках психологической модели, направленная на оказание помощи клиенту в продуктивном изменении личности в случаях серьёзных психологических проблем, не являющихся проявлениями психологических заболеваний.

МЕТОДЫ

Предложено несколько классификаций психологических методов. Наиболее разработанными являются классификации Б.Г. Ананьева и В.Н. Дружинина.

Ананьевым выделяются следующие группы методов:

1) организационные (сравнительный, комплексный);

2) эмпирические (обсервационный, экспериментальный, психодиагностический, биографический);

3) обработки данных (количественный и качественный);

4) интерпретационные (различные варианты генетического и структурного).

Классификация позволила представить систему методов, отвечающую требованиям современной психологии.

В.Н. Дружинин Он выделил три класса методов:

1) эмпирические, при которых осуществляется внешнее реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования;

2) теоретические, при которых субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта (предметом исследования);

3) интерпретации и описания, при которых субъект «внешне» взаимодействует со знаковосимволическими представлениями объекта.

4) теоретические методы психологического исследования:

а) дедуктивный (аксиоматического и гипотетико-дедуктивного), иначе — метод восхождения от общего к частному, от абстрактного к конкретному;

б) индуктивный — метод обобщения фактов, восхождения от частного к общему;

в) моделирования — метод конкретизации метода аналогий, умозаключений от частного к частному, когда в качестве аналога более сложного объекта берется более простой или доступный для исследования.

За период формирования психологии, как науки, а  также  положения среди других наук произошло серьезное расхождение смыслового наполнения  ее первичного понятия  «ПСИХОЛОГИЯ -НАУКА О ДУШЕ»  до “ПСИХОЛОГИЯ — наука о закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности »

Существует ли у души общая закономерности, и возможно ли ее обнаружить эмпирическим путем, вопрос остается открытым.

На сегодня душа это прерогатива в основном теологии и философии, имеющая мало объективных данных и очень много субъективных представлений.

Психология здесь может быть связующим мостом между субъективными духовными (душевными) переживаниями — неоднократным осмыслением какой-либо ситуации из прошлого или будущего, сопровождающимся эмоциональным откликом  и научными знаниями об эмоциях- переживаниях, в которых выражается отношение субъекта к миру, как особом классе субъективных психологических состояний,  характеризующих  потребности человека и предметы, на которые они направлены.