карающая сила искусства
или синдром Стендаля
Впечатлительные люди, соприкасаясь с прекрасным могут испытывать сильнейшее эстетическое удовольствие и ощущение от этого лёгкой эйфории. Личность, охваченная культурно-художественным чувством прекрасного впадает в аффективно-шоковое состояние.
В данном случае речь идет о «Флорентийском синдроме» или «Синдроме Стендаля», впервые предложенном и обширно описанном Грациэллой Магерини (Graziella Magherini) – писателем, психотерапевтом, крупнейшим специалистом в области психологии искусства и ауксологии, президентом ассоциации «Искусство и психология».
Что то сверх сильное происходит с психикой человека, когда он оказы-вается под впечатлением от увиденного в культурно-исторических мес-тах, чаще именно Флоренции. Психика испытывает настолько мощный «шок», что пытаясь защититься, выдает очень мощный психосомати-ческий комплекс: головокружение; учащение сердцебиения и пульса; предобморочное состояние; ощущение нехватки воздуха, тяжёлое ды-хание; тошнота; дереализация; деперсонализация (реже); галлюцина-ции; бредовые состояния; эйфория; истерия (редко); повышение уровня тревожности; приступы паники; агрессия; потеря сознания; нарушение памяти.
«В нашем мозгу сильные бесконтрольные эмоции превращаются в символы, —
объясняет Магерини. — Символы формируют блоки мыслей, с помощью которых начинается процесс мышления. Это можно объяснить на примере ребенка, кото-рый только учится превращать эмоции в связную речь. Когда транс-формации эмоции в мысль не происходит, возникают психологические проблемы» .
Получается, что мозг, получив передозировку прекрасного, иногда не в состоянии переработать все эмоции — отсюда и нервозность, и переу-томление. И все же оспаривать тот факт, что одни полотна действуют на человека сильнее, а другие слабее, не приходится, этим, видимо и объяснются акты вандализма, которым чаще подвергаются творения художников Ренессанса или эпохи барокко.
«На впечатление от картины влияет не только наше сознание, которое реагирует на сюжет, цвета, но и подсознание,
— говорит главный научный сотрудник Эрмитажа доктор исторических наук Борис Сапунов. — Если сделать фотографию с картины и увеличить ее раз в двадцать, то можно разглядеть микромазки. Наше сознание их уловить не в состоянии, а вот на подсознание они могут воздействовать». По одной из версий в каждом из полотен может быть спрятано еще какое -то послание, тайно навязывая человеку определенное состоя-ние. По словам Бориса Сапунова, сегодня графологическая экспертиза может рассказать о художнике по мазкам так же, как о любом челове-ке по почерку. Эксперт полагает, что если авторы картин находились в нервозном состоянии, то спустя века это настроение через подсозна-ние передается особо чувствительному зрителю.
Флорентийский синдром может протекать в двух видах:
- С кратковременным приступом, когда достаточно покинуть культур-но-историческое место -помещение с памятниками (картинами, скульптурами). Состояние забвения обычно проходит, как только человек вдохнул свежий воздух, выйдя на улицу.
И более реактивные случаи, когда приступ переходит в аффективно-шоковую реакцию с затяжным характером и требует немедленной госпитализации. Иногда в состоянии аффекта люди становятся соци-ально-опасными или же могут лишить себя жизни. Так как клиническая картина флорентийского синдрома сходна с аф-фективно-шоковой реакцией в качестве медикаментозной терапии широко применяются нейролептики и транквилизаторы.
У каждого человека они проявляются по-своему.
Согласно наблюдениям Магерини, расстройство длится от несколь-ких часов до восьми дней. Нарушается восприятие реальности, опи-сываемое больными как ощущение неестественности или отчуж-денности от мира (дереализация), реже изменяется самовосприятие (деперсонализация). Некоторые пациенты описывают чувство со-причастности к увиденному, «попадания внутрь картины». Возмож-ны изменения восприятия звуков и цвета, иногда зрительные галлю-цинации и даже бред преследования. Эти расстройства, как правило, сопровождаются беспокойством или тревогой, бурными эмоциона-льными реакциями: резким подъёмом настроения вплоть до эйфо-рии или, напротив, – аффектом страха, ужаса, отчаяния, гнева.
Среди соматовегетативных симптомов – учащенное сердцебиение, скачки артериального давления, боль в грудной клетке или животе, слабость, головокружение, тошнота, потливость. До «клиники» все же доходит редко: так, за последние 10 лет практики Грациеллой было зафиксировано немногим более ста случаев. К чему же тогда шум-гам? Происходившее с людьми можно списать и на вялотекущую шизофре-нию, и на гипертонический криз, и на элементарный перегрев на солн-це. Но дело в том, что именно «Синдром Стендаля» считают причиной большинства случаев вандализма, когда одержимые люди пытались уничтожить шедевры живописи. Достаточно вспомнить неоднократ-ные покушения на «Джоконду» Леонардо да Винчи. Это и заставило ученых докапываться до глубинных причин синдрома. Магерини заметила, что приступы, как правило, наступают непосредс-твенно во Флоренции, поэтому можно встретить еще и такое название как «Синдром Уффици», в честь галереи, где количество таких присту-пов отмечается максимальное. Габриелла выделила определённые закономерности проявления синдрома в зависимости от национальной и половой принадлежности:
Поскольку культура азиатских стран и Северной Америки несколько отличается от европейской, а их изобразительное искусство сущест-венно отличается от характерного для эпохи Возрождения, то люди, проживающие на данных территориях, в меньшей степени подвержены флорентийскому синдрому; население Италии имеет иммунитет к пси-хическому расстройству, так как проживает в данной культурной среде с самого детства. Наибольшую вероятность заболеть синдромом имеют одинокие, сен-тиментальные лица с высшим образованием (преимущественно рели-гиозным, культурным, филологическим), преимущественно женщины.
«Синдрому Стендаля» наиболее подвержены люди: относительно молодой возраст (25–40 лет); также отмечено, что у женщин синдром Стендаля возникает чаще, чем у мужчин; с высоким уровнем интеллекта, с высшим культурным, религиозным образованием; с тревожными, застревающими чертами характера; мнительные, параноидальные личности.
На сегодняшний день не существует однозначных причин появления синдрома Стендаля, однако, существуют некоторые научные предполо-жения. Среди основных гипотетических причин возникновения данного психического расстройства выделяют: длительный период вынашивания идеи путешествия и индивидуаль-ный характер путешествия; большое скопление шедевральных памятников культуры и индивиду-альный характер путешествия; первое в жизни «столкновение» с великими произведениями искусства; яркое и подвижное воображение, впечатлительность, повышенная эмотивность (чувствительность, при которой эмоциональные реакции наступают быстро, достигают большой силы и нередко оказываются чрезмерно продолжительными); высокий уровень культуры и образования, классический или религиоз-ный характер, соотнесение внешних культурных объектов со структу-рами внутреннего мира самого субъекта.
С точки зрения патогенеза и клиники, у синдрома Стендаля есть «близкие родственники».
Парижскому синдрому в основном подвержены восприимчивые япон-цы, испытывающие жестокое разочарование, приезжая в столицу Франции. Увидев грязные улицы и неприветливых, по японским мер-кам, французов, некоторые туристы впадают в острое бредовое состо-яние и испытывают чувство преследования, дереализацию, деперсона-лизацию и другие проявления психического расстройства.
Иерусалимский синдром — относительно редкое психическое расстрой-ство, вид мании величия, при котором турист или паломник, находя-щийся в Иерусалиме, воображает и чувствует, что он владеет божест-венными и пророческими силами.